Want - сервис личных помощников в твоем телефоне/ Live

«В первую очередь обращайте внимание на материал» — музыкальный менеджер Дарья Степанова о профессии творческого управленца

«В первую очередь обращайте внимание на материал» — музыкальный менеджер Дарья Степанова о профессии творческого управленца

Давай сразу условимся – я не продюсер, я музыкальный менеджер. У большинства людей неправильное восприятие функционала продюсера. Почему-то многие считают, что продюсер – человек, который приходит с деньгами, щелкает пальцами и делает артиста популярным. Это не так. Продюсер держит в голове общую картину проекта, это стратег, который выбирает количество шагов для достижения какой-либо цели: создание образа, организация большого концерта.

-А как же такой вариант – продюсер сам придумывает проект, видение, работает с самим звуком, руководит записью?

Конечно, так бывает, но это уже устаревшая механика. Это ближе к истории Максима Фадеева и ему подобных. Сейчас большая часть артистов самодостаточна, и в продюсере такого рода они уже не нуждаются.

-Окей, про продюсера мы выяснили. Давай теперь поговорим о современном музыкальном менеджере. Кто это, что это, зачем это?

Ну… в Википедии ты не найдешь определения для этой профессии. У каждого артиста музыкальный менеджер делает совершенно разные вещи и имеет разный набор обязанностей. Это зависит от зрелости артиста, от его текущего этапа развития. Молодые артисты нуждаются в менеджере, который будет помогать во всем: от поиска музыкантов до организации концертов, от интервью до выступлений. Менеджер забирает на себя всю рутину и позволяет музыканту сконцентрироваться непосредственно на материале.

Большие артисты часто не перекладывают обязанности по поиску музыкантов на своих менеджеров, потому что они сами знают с кем им комфортно работать. Они в одной тусовке, они знают, как хотят звучать.

Например, есть хороший кейс Светланы Лободы и Нателлы Крапивиной. Нателла очень многое внесла в концепт проекта Светы. Она внесла большой вклад в то, как Лобода сейчас бомбит и покоряет рынок. Это очень круто с точки зрения продюсирования.  Продюсер – человек, который влезает в контент, в материал, визуальный образ артиста, в какие-то личностные детали. Менеджер же скорее отвечает за опциональные детали: от организации туров (хотя это тоже зависит от развития артиста, ведь в какой-то момент появляется личный организатор концертов) до выступлений на радио, тв, работы со спонсорами.

-Как ты сама попала в эту историю? Порог вхождения ведь высокий. Как мне кажется, музыку тут надо не просто любить – в ней надо шарить, ей надо жить, понимать работу этой кухни, иметь контакты и связи и т.д.

Ну мне повезло. Я, конечно, абсолютный новичок в этом деле, чувствую себя неудобно из-за того, что даю подобное интервью, ведь есть более достойные люди. Я этим занимаюсь всего лишь около двух лет. До этого занималась (частично занимаюсь и сейчас) бренд-маркетингом: писала стратегии для брендов, работала над проектами различных рекламных агентств; но в какой-то момент моей жизни мы встретились с моей подругой, которая была PR-директором джаз клуба Алексея Козлова (она всегда хотела быть певицей, но ей не хватало времени заниматься всем самой), я предложила ей попробовать поработать вдвоем. Все вокруг меня организовалось удачно. Большая часть моих друзей работает либо в ивентах, либо в медиа, либо в шоу бизнесе. Я занималась стратегиями, а это, в каком то смысле, то же самое продюсирование: создаешь общую картину и определяешь шаги для достижения цели. Артист – это, по факту, бренд.

Да и музыка всегда была большой частью моей жизни. Я ей интересовалась глубже по собственному желанию, а не по нужде. Дальше у меня было несколько музыкальных проектов. Я поняла, что могу применять свои наработанные навыки в музыкальной сфере. Я ее люблю, я в ней разбираюсь и хочу в ней разбираться больше.

-А как ты можешь оценить сложность профессии? Ты порекомендуешь заниматься этим делом или скажешь, мол «чувак, не лезь в это всё»?

Ну слушай, по факту, профессии как таковой не существует. Обычно менеджерами становятся жены/мужья, лучшие друзья либо кто-то еще, кто быстрее подсуетился.

-То есть на это не выучиться?

Есть прекрасные курсы, которые делает RMA, на них стоит походить. Там можно много чему научиться. Наверное, это единственный российский ресурс, где можно брать полезные знания в этой области. Это частная практика.

И да, не ответила на твой вопрос. Безусловно, я советую эту профессию тем, кто априори в этом открыто заинтересован. Не всем. Если человеку не хочется сложностей, связанных с отсутствием индустрии, когда не понятно, что нужно делать, как и с кем, когда находишь решение только благодаря своим мозгам, опыту и связям, то лучше сюда не соваться. Я всегда говорила, что в шоу бизнесе главное – это время и связи. Момент и связи. Если это все гармонично накладывается на твою здоровую голову – для тебя все будет прекрасно. Но много разных сложностей связано с тем, что нет стандартов, каждый раз ты решаешь что-то такое, на что нет ответа в книжках и интернете. Бывают такие моменты, связано это, конечно, со спецификой музыкальной индустрии.

А возможно этим заниматься, совершенно не относясь к музыке? Быть сухим управленцем и просто рулить проектом?

Думаю, что нет. Нужна страсть, как в любом творчестве. А моя профессия – сплошное творчество. Да и в целом, работать с артистом и не любить его музыку – невероятно сложно. Если ты не любишь продукт – ты никогда не отдашься полностью.

-А как же эти байки про мегакрутых менеджеров 70-80-х, которым, если верить легендам, было плевать на музыку, и они просто вели музыкальные проекты?

Не знаю, как там было у «отцов» в те года, но думаю, что там все строилось точно так же на взаимоотношениях, а не на таланте менеджеров. Безусловно, в любой сфере есть свои супергерои, суперталанты, добивающиеся немыслимых результатов, и это очень круто. Это то, что двигает индустрию.

-Можешь описать свой обычный рутинный день?

Конкретно сейчас я без проекта. А вообще, в этом и кайф профессии, что особой рутины нет. Каждый раз новая задача требует новых решений.

-Тогда давай так: есть у тебя определенный график, ритуалы?

Ну могу точно сказать, что просыпаться в 7 утра я не умею (смеется). Я стараюсь вставать до 10, если встану позже, то я весьма разбита. Что касается ритуалов – у меня, как у менеджера их нет. У меня есть такая особенность – люблю созваниваться и решать какие-то вещи за рулем. Может, это звучит неправильно, но я, естественно, с наушником. В общем, в движении мне гораздо легче о чем-то договориться, чем просто проснуться, созвониться и обсудить. Конечно, бывает и такое. Но у меня бывает переходный период, что я сажусь в машину, завожу ее, я знаю куда ехать, я набираю человеку и обсуждаю с ним какие-нибудь вещи за рулем. Мне кажется, что так быстрее и эффективнее. Наверное, вот этот поток позволяет, уж извини за каламбур, все проще разрулить.

-А когда ты в проекте – ты одна всем рулишь, или же у тебя есть своя команда, ассистенты, правые и левые руки?

В зависимости от масштаба артиста развивается и команда. Ну вот, например, в наше время в любой проект в первую очередь ищется SMM-специалист, сейчас эпоха digital.

-Может быть есть задачи, которые ты отдаешь другим с чистой совестью и не переживаешь за результат? Что ты готова делегировать?

-Слушай, это требует глубокого погружения в процесс. Безусловно, есть позиции, на которые я нанимаю отдельных ребят, потому что они в разы лучше меня разбираются в этом и сделают это, разумеется, лучше меня. Очень многое зависит от проекта. Ну, например, если тебе надо найти спонсора для клипа, ты можешь отдать задачу человеку искать бренды, которые могут интегрироваться, их контакты. Чтоб зашел в интернет, собрал всех, кто мне нужен, в таблицу, отдал мне, а я уже звоню. Или, например, хотим мы сделать тур. Могу отдать задачу по поиску различных площадок в разных городах, расписать их вместимость, их контакты, оборудование, репутацию, чтоб я могла знать, каких артистов могу туда поставить. К слову, о площадках – у нас с ними все не так хорошо, так что нужно искать. Это не регулярные day to day задачи, скорее разовые. И эти задачи я с удовольствием делегирую, если проект располагает для этого бюджетом.

-Может есть лайфхаки для облегчения жизни, экономии времени, повышения эффективности?

Стараюсь спать минимум 8 часов. Конечно, в этом бизнесе это чаще всего нереально, но я стараюсь следить за этим. Высыпаться – это важно. И обязательно спать в темном помещении. Это намбер 1. Все ученые доказали, что твой организм хорошо высыпается лишь при полном black out. Да и ночью что-то делать я не люблю. Кто-то максимально продуктивен в ночное время, но я не из них. Я четко выделяю время, в которое я работаю. Например, с 14 до 18 я решаю такие-то задачи, пишу что-то. Ставлю себе прям рамки. Ну и, разумеется, питание и спорт. Недавно я поняла, что без спорта не могу. Я просто хожу в зал, там занимаюсь и этим способом отвлекаюсь от рутины.

-Сейчас бОльшая часть работы происходит в телефоне. Какие сервисы, какие приложения ты используешь?

В этом смысле, я вообще дурак. Наверняка, есть сервисы, которые могут облегчить мою жизнь. И я была бы счастлива быть более предприимчивой в этом вопросе, но все сервисы, которыми я пользуюсь, это: Telegram, Почта, Instagram, Facebook… и все. Все, что связано с коммуникацией. Ну и помимо работы есть несколько сервисов. Например, Apple Music. Это вообще моя настольная книга. Еще есть, только не смейся, Госуслуги. И да! Каршеринг! Это самый топ! Это лучшее изобретение человечества!

-Сколько ты тратишь времени на обучение? Чему учишься? Где учишься? Что читаешь? Что смотришь на ютубе?

В какой-то момент я стала супер гиком в плане youtube. Я начала смотреть ВЕСЬ ютуб. Я смотрю весь ютуб, связанный с образованием или лайфстайлом от Непозднера до Нежного редактора. У меня обширный вкус в этом вопросе. Что-то мне нравится смотреть лично для себя, а что-то смотрю с точки зрения погружения в мир поколения, например, более младшего. Не сказать, что я супервзрослая, но в какой-то момент поняла, что я некоторые крутые обсуждаемые блоги или видосы просто смотреть не могу. А мне, скажем так, необходимо замерять температуру того, что происходит сейчас у молодой аудитории. А все, что происходит сейчас моментально отражается в youtube.

-Тогда давай вопрос в стиле Дудя: топ 3 канала на YouTube, на которые все должны подписаться.

Думала ли я, что когда-нибудь мне зададут подобный вопрос (смеется). Ну, думаю, что сейчас я назову те, на которые все и так подписаны: вДудь, А поговорить?, Ещёнепознер. Ну и Собчак, естественно, тоже круто делает. Знаешь, это просто разные кластеры интересов примерно одной и той же аудитории (18-35), вопрос чистой воды психографики: насколько тебе интересно что творится в светской жизни, в сфере искусства, политики, какие тенденции в музыке (например, смотришь Дудя, который делает интервью с маргинальными фрешменами), ну и видишь общий культурный срез. Культурный срез – это, как мне кажется, именно то, что делают Юрий Дудь и Ирина Шихман. В образовательном плане это скорее Ещенепознер. Хотя в плане образовательного контента – это скорее к моей сестре. Она смотрит лекции всех искусствоведов и т.д. Из того, что я смотрела (это было давно) это Паола Волкова. Если интересуешься искусством – Паолу точно нужно послушать.

-А если брать в расчет коучей, тренеров по эффективности?

Нет, их я совсем не смотрю. Я их не могу воспринимать. Я уверена, что среди них есть очень крутые дядьки, но общий образ, созданный массой кучей, настолько дискредитировал суть их деятельности, что я не могу пробить этот барьер и заставить себя смотреть кого-нибудь из них. Но того же Тони Робинса я смотреть себя точно не заставлю, мне от его «Встань и иди» просто смешно».

-А как ты разгружаешься в свободное время?

Да как все, слушай. Ничего такого. Тусуюсь с друзьями, гуляю. Я люблю музыку, она проявляется во всех сферах моей жизни: и в работе, и в свободное время. Она определяет мой лайфстайл.

-У тебя бывает такое, что с позиции своего опыта ты, смотря на работу своих коллег, начинаешь думать «Что за ужас? Я бы сделала вообще иначе, и было бы в разы круче»?

Бывает, что я смотрю на только-только появившегося артиста, он мне нравится, и я думаю, что нужно написать «Привет, давай посотрудничаем». А потом ты что-то мямлишь, время тянешь, а через 2-3 месяца с ним работает кто-то, они круто продвигаются, и ты себя хотя бы утешаешь: «Ну значит у меня хотя бы есть вкус. Значит, я чувствую, что может быть интересно публике».

-Работая с артистом, на что ты делаешь упор: на распространение записей или же на живые выступления?

Все должно быть в балансе.

-Я имею в виду, что есть артисты, которые невероятно крутые на live’ах, а есть те, кто лучше бы из студии не выходил.

Да, такое точно есть. Ну я всегда за концерты. Публика гораздо лояльнее будет относиться к артисту, который делился своими эмоциями со сцены. Он будет казаться настоящим, трушным. Потом его записи уже скачают. На самом деле, это тема для долгих дискуссий, и нельзя заявлять однозначно. Все должно быть в балансе.

-Раньше понятно – артист зарабатывал на продаже пластинок и концертах. На чем идет заработок артиста сейчас?

В основном, на концертах. На диджитал дистрибуции особо не заработаешь. Заработок идет от лайвов и контрактов со спонсорами. От рекламы.

-А какой процент берешь ты? Как зарабатывает менеджер?

-По-разному. Бывает fix + процент с концертов и контрактов, но это если артист тебя нанимает. Если артист тебя нанимает, но он только в начале пути, и вы качаетесь вместе – естественно, процент выше. Это все обговаривается изначально.

-Подписываешь ли ты с артистами контракты?

Уже да. Раньше я на этом сильно обожглась, в первый раз. Чем больше артист, тем больше работы, тем больше деньги, и тем больше это требует юридической подоплеки. На каких-то маленьких масштабах, когда вы работаете на дружеских условиях, то думаю, никто ничего не подписывает. Просто делят деньги и все.

-Представим, что ты не вкатилась в сферу музыкального менеджмента. Чем бы ты тогда занималась?

Маркетингом. Я начала этим заниматься, потому что мне это нравилось. Правда, реальная практика, контекст сильно обрезали мои амбиции. Все эти клиенты, брифы, решения, приоритизация того, что важнее – деньги или продукт (то есть позиционирование бренда). Честно, в России с этим все сложно.

-То есть за рубежом все проще?

Думаю, что за рубежом все тоже сложно, просто там больше возможностей, больше воздуха что ли. У нас очень зашоренные мозги у клиентов, у большинства. Они рассуждают маркетинговыми терминами, но за ними не видят идеи, сути. Они говорят всякие слова, типа kpi, key message, brand building и т.д, а когда встряхнешь им эту пыль и посмотришь сверху на то, что происходит, то понимаешь, что это очень скучная и вторичная идея, которую вы пытаетесь реализовать. Идея, которую реализовывали 200 раз.

-Дай совет тем, кто собирается стать музыкальным менеджером, исходя из твоего опыта – что можешь посоветовать наверняка?

Ну, хорошо (смеется). Старайтесь не вовлекаться слишком эмоционально в работу. Чаще всего это больно заканчивается лично для тебя. Если есть возможность подписывать хотя бы минимальные бумажки – подписывайте! И проверяйте свое здоровье. Оно может очень сильно потрепаться. И да. Я сторонник того, что надо смотреть не на обертку, а на конфету. В первую очередь, обращайте внимание на материал. Делайте все, чтобы ваш артист мог развиваться, писать классный материал. А когда конфета есть – приступайте к обертке.

-Что главное в артисте?

Личность. Мой опыт работы построен именно на авторах. Мои артисты сами пишут песни. Бывают ситуации, когда работаешь именно с певцом, которому приносят материал. И здесь тоже важна личность. Певец должен быть настолько ярким, что ему не нужно писать музыку и текст, самому создавать посыл. Без характера, без харизмы, без подобающего образа невозможно быть хорошим артистом, каким бы крутом именно исполнителем ты бы не был.

-Ну и напоследок. Сейчас модно хотеть быть блогером. Снимать свою жизнь в соцсети, рассказывать про нее, получать рекламные контракты. Почему быть музыкальным менеджером круче, чем  блогером? Почему ты не хочешь становиться блогером?

Во-первых, я несколько запоздала с вхождением в блогосферу. Мне кажется, что это уже для меня не особо актуально. Почему я не блогер? Мне это не интересно. В центре блогерства лежит самолюбование. Вот этого нет. Вся моя деятельность направлена на то, чтобы, в итоге, сделать людей счастливыми.

Готово! Теперь вы будете получать письма от WANT

Ошибка! Неверный адрес электронной почты